Число обысков и арестов в Крыму выросло — правозащитники
| За первые девять месяцев текущего года в оккупированном Крыму провели 25 новых арестов, сообщил председатель Крымскотатарского ресурсного центра Ескандер Бариев во время презентации анализа нарушений прав человека в оккупированном Крыму.
Из общего количества (147) арестов 106 касались крымских татар, а в 83 случаях речь шла о продлении срока содержания под стражей. За девять месяцев силовики провели также 46 обысков, в частности у 26 крымских татар. Следственные действия российские правоохранители проводят часто без хозяев квартир, что нарушает не только международное, но и российское законодательство.
В этом году впервые за годы оккупации в Крыму во время обыска убили крымского татарина — гражданина Узбекистана Аюба Рахимова. Тело убитого два месяца не отдавали родным, а жену увезли в участок по вопросам миграции, где составили протокол за нарушение режима пребывания в РФ. Впоследствии «суд» постановил депортировать женщину.
Значительно увеличилось количество задержаний и удержаний людей. Так, за девять месяцев 2021-го исследователи зафиксировали 238 таких случаев, а за аналогичный период прошлого года — 68. Задерживают людей по подозрениям в причастности к «Хизб ут-Тахрир» и «Свидетелей Иеговы», уклонении от незаконного призыва, оправдание терроризма, государственной измене, диверсиях и тому подобное. В этом году один случай задержания произошел на админгранице.
Только в сентябре произошло массовое задержание 58 крымских татар, которые пришли к зданию ФСБ в Симферополе, чтобы узнать информацию о задержанных накануне земляков. Во время задержаний за девять месяцев правозащитники фиксировали применение пыток в отношении Владислава Есипенко и Азиза и Асана Ахтемова. Зафиксировали 292 случая нарушения права на справедливый суд, в частности в отношении 211 крымских татар. Этот показатель уменьшился за год, однако исследователи отмечают, что само количество нарушений демонстрирует практику деятельности крымских «судов». В этом году они незаконно взяли под стражу по меньшей мере 25 человек, по 22 приняли вердикты по делам, а также 13 раз удаляли политзаключенных из зала суда за использование крымскотатарского языка.
Политзаключенным в Крыму не оказывают медицинской помощи, при том, что в СИЗО и колониях фиксируют вспышки коронавируса.
Оккупационные власти РФ также наказывают крымчан штрафами, сумма которых за девять месяцев составила 809 тысяч рублей, или 299 000 гривен. Штрафуют обычно журналистов, активистов, участников одиночных пикетов.
За девять месяцев также зафиксировали два исчезновения: 19-летнего Асмана Аджиасманова из села Зуя и 23-летнего Айдер Джемалядинова из Бахчисарая. Обоих парней вскоре нашли мертвыми. С начала года российские силовики объявили менее 23 предупреждение о недопустимости несанкционированных акций. Делают это обычно накануне Дня крымского сопротивления российской оккупации, дня рождения Тараса Шевченко и Дня памяти жертв геноцида крымскотатарского народа.
Правозащитники отмечают, что собранные ими данные могут быть неполными.
По данным Крымскотатарского ресурсного центра, чаще всего нарушают права человека в Крыму представители ФСБ, МВД и так называемых «судов».